воскресенье, 11 марта 2012 г.

Ярославль или пора ли отдыхать на родной земле

От Москвы до старинного русского города Ярославля - около 270 километров. Для людей, которые, как мы с друзьями, в отпусках проезжают, по Европе на машинах 7-10 тысяч километров - ерунда. В декабре прошлого года мы собирались прокатиться туда - не вышло, помешал митинг 10 декабря, та самая первая Болотная. Но идея осталась. И вот три свободных дня в марте. Усталость от Москвы, разочарование после выборов, перебор с политической активностью "рассерженных горожан" гонят из столицы. Нужна пауза. В нашей компании еще четверо: наши семейные доктора Ира и Лёша - они у нас на заднем сиденье, моя сестра Аня и наша общая подруга Лена - отдельным женским экипажем.

Дорога от Москвы до Ярославля не утомительна, хотя однообразна, вдоль нее - грустные серые деревушки, на "первой линии" близ шоссе - через один сгоревшие, развалившиеся, покосившиеся русские избы, единственное, что радует глаз - искусные резные наличники на окнах. Ни разу не возникло желание (в отличие от европейских путешествий) завернуть хоть в какое-нибудь поселение - все на одно печальное лицо.

У Переславля-Залесского муж поддался на уловку указателя - "Ярославль" и поехал не через город, а по объездной, гордо обозначенной как магистраль М8. Министру Левитину, его маме и всем чиновникам министерства транспорта, надеюсь, тяжело икалось все время, пока мы ехали по этому куску дороги, выкарабкиваясь из одной ямы в другую. В ответ на мое фото дорожного полотна в твиттере соотечественники, не склонные к сочувствию, писали: "дороги все такие  после 400 км от Москвы", "поезжайте в Пензу - и вы полюбите ярославские дороги" и прочие добрые пожелания.

В Ярославле у нас, по рекомендации друзей, была заказана гостиница "Иоанн Васильевич" на Революционной улице. Этот город и область обожают киношники - там  можно снимать любую эпоху от Ивана Грозного до современных сериалов. В списке - "Афоня", "12 стульев", "Есенин", "Мимино, "Кин-дза-дза" и еще десятки. Совсем неподалеку в Ростовском Кремле снимали хитовый "Иван васильевич меняет профессию", из-за права на показ которого  и сегодня бьются федеральные телекомпании. В этой гостинице каждый номер оформлен дизайнерами в стиле одного из таких фильмов, мы загодя выбрали "12 стульев". Стулья с атласной обивкой в полосочку были в наличии 4 штук, а особенно разлекли меня дизайнерские обои с принтом газет 20-х годов, особенно раздел "объявления". И даже диск с фильмом "12 стульев" (тем, где Бендера играет Арчил Гомиашвили) был заботливо положен у телевизора. И книгу о кино в Ярославле можно почитать - полезно, и даже купить.

На сайте гостиницы было указано - есть стоянка. Увы - не оказалось, барышня на ресепшн предложила проехать на платную на соседнюю улицу к ресторану "Якорь". Послушно поехали, заплутали...На улице в  6 вечера были только пара подростков лет 14 (решили, что вряд ли знают рестораны) и дама под шестьдесят в приличной шубе. На наш вопрос о "Якоре" она неожиданно обиделась и нервно бросила: " я что - похожа на тех, кто ходит по ресторанам". Растерялись...Через минуту она бросилась вслед - "Ой, знаю Ваш "Якорь", я мимо него каждый день (!) в туалет(!) хожу".

В указанном ей направлении сначала увидели указатель "туалет", а потом и "кафе "Якорь", сбоку которого красовалась гордая надпись "Казино"(!), удивились,вроде нет Ярославля в списке разрешенных игровых зон. На автостоянке, правда, нам сначала отказывались выдать квитанцию, потом сказали, что ворота всю ночь открыты и можем приходить в любое время. Осторожному мужу, отравленному опасностями большого города и обожающему свой автомобиль , это так не понравилось, что владельцу нашей  гостиницы, после настойчивых переговоров,  пришлось найти ему место в собственном дворе.

После ужина (8 марта - праздник, ресторан "Синема-клуб" забит, музыка гремит, говорить невозможно, официант предупреждает - заказ придется ждать) пошли гулять, спотыкаясь и подскальзываясь на плохо расчищенных тротуарах. Но недолго - очень некомфортно  бродить по безлюдным улицам в 9 вечера, и понятно, почему пусто в старинном центре - почти на каждом доме вывеска официального учреждения, вот никто и не живет.

Следующий день мы собирались посвятить музеям. Прямо в гостинице заказали экскурсию (2 тысячи рублей), милая девушка Катя ровно в полдень ждала нас в холле. И не ее вина, что к этому моменту из недалекой (70 км) Костромы примчался на зависть энергичный известный теледеятель и замечательный оператор (когда-то наш, первоканальский) Юрий Опельянц, у которого были свои планы на нас.


Начали мы с прекрасной "гарнизонной церкви святого Михаила". Храм "предводителя небесного воинства" и сейчас опекают военные - совсем рядом госпиталь. И интересно, что при храме есть школа звонарей.



Катя замечательно рассказала нам легенды про основание Ярославля, местные храмы, повела на ухоженную городскую набережную (представляю, как хороша она летом), удивило только, что там для туристов пустовато - ни сувенирных магазинчиков, ни кафе (а чай, лучше с ромом или глинтвейн на морозе были бы очень кстати) .



 Она пыталась рассказать нам о местных богатейших музеях и ярославской школе иконописи, но Опельянц твердо сказал - сначала частный музей "Музыка и время", нас уже ждет Джон. По тому, с каким интересом экскурсовод Катя глянула на Опельянца, мы поняли - не стоит сопротивляться. И не пожалели.

Джон Мостославский (шутки про Жоржа Милославского из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" зазвучали тут же, но он объяснил, что из потомственных цирковых иллюзионистов, а его фамилия - унаследованный псевдоним ) и его музей покорили мое искушенное европейскими собраниями сердце. В его странно разношерстной и многообразной частной коллекции - музыкальных дисков, инструментов (все рабочие), патефонов, фисгармоний, музыкальных шкатулок, колоколов, можно забыть про время, но не про музыку.

"Вот патефоны, которые привозили на фронт, чтобы бойцы могли слушать речь Сталина и Молотова" - говорит Джон и ставит старую пластинку.



На наклейках мы видим "Любимые песни Ильича2, "Бальную лезгинку", "Еврейскую колхозную свадебную".


 С удовольствием отмечаем, что в начале 20 века тоже опасались пиратов - на пластинке надпись о том, что подделка преследуется. Всего в этой фонотеке  15 тысяч названий.

 Джон давно не выступает и занимается только музеем, а его старые цирковые афиши - тоже часть коллекции, но скромно спрятаны под лестницей, экспонат для самых наблюдательных.

Он тихо рассказывал нам, как бился за выкуп этого особняка у города  в 90-е, и как его подозревали в том, что "этот еврей" лишь прикрывается музеем, а хочет заработать на перепродаже недвижимости в "золотом" районе города, и как помог ему тогда сюжет нашего Юры Опельянца в программе "Время". Гордо сообщает, что у него сейчас фондами занимаются 8 научных сотрудников, а зарплата у них выше, чем в местных музеях, и проезд на работу он оплачивает.

Нам играли "Дорогая моя столица" на карийоне (колоколах, больших и маленьких), и показывали, как сделать звук тише или громче на граммофонах, как нужно нажимать педали на фисгармонии, и куда записывается музыка в старинных шарманках. Та шарманка, что на фото - сделана в Одессе. Все инструменты рабочие, а на то, чтобы некоторые из них снова зазвучали, у Джона Мостославского уходит иногда больше 10 лет.

За 20 лет ему удалось расширить музей, докупив соседние здания, и сейчас здесь коллекции каслинского чугунного литья и в отдельном доме коллекция русского, советского и европейского фарфора, трогательно разномастная и очень живая. Наша Аня, любительница балета, не могла оторваться от фигурок балерин Ленинградского фарфорового завода. Их у Джона десятки.

Изображения Ленина Джон хранит разные. Есть непарадные - шутки современных мастеров керамики



А есть и классические бюсты вождей, что были в любой школе. "Берегу - а вдруг красные придут", шутит хранитель музея.

Отдельный зал отдан русским самоварам. "Даже из Тулы приезжали - удивлялись такому полному собранию", - хвастался владелец.




Прямо над самоварами у него - икона Святого Вонифатия, исцеляющего от извечной русской беды - пьянства. Наш доктора Леша, на своей "Скорой помощи" видевший немало тяжких последствий этого недуга, немедленно с этой иконой сфотографировался. "С коллегой", - шутили мы.

То, какой бизнес смог построить вокруг собственной коллекции и для финансирования музея Джон Мостославский нас восхитило: группы туристов сменяли одна другую, здесь же организовано керамическое производство фигурок и колокольчиков, свадебные церемонии в музейных интерьерах, где-то выше распевался хор - камерный концерт сегодня в 4, объяснил хозяин. А когда мы хотели пообедать в ресторане в музейном комплексе - все места были заняты, пришлось идти в другое место.

Обед в ресторане "Ванильное небо" на Волжской набережной был довольно вкусным. Но порции там - для девушек, сидящих на диете, а официанты приходят только после трех напоминаний администратору. мы поняли, почему у нас, пришедших в три часа дня, поинтересовались: пообедаем ли мы до семи вечера. В общем, эти официанты ни на какие другие музеи времени нам уже не оставили в 6 ведь все они в Ярославле закрываются.

Вечер скрасило катание по замерзшей Волге на катере на воздушной подушке. 300 рублей за 15 минут. "Забава" задорно было написано на борту старенькой, явно списанной посудины.


Вместе с финскими студентами мы лихо пронеслись по льду (страшновато было за лыжников), развернулись у мостов - казалось, что вот-вот войдем в занос, с визгом чирканули по воде у берега и понеслись обратно.

Посмотрели знаменитый памятник "Афоне" с бронзовыми Куравлевым и Леоновым у одноименной пивной.



Народ там толпился, хотя пивнушка подчеркнуто простая. Не, не пойду в "стоячку", отказалась наша потомственная интеллигентная петербурженка доктор Ира.


Кстати ковыляли мы к этому вполне туристическому месту по Революционному проезду. И выглядел он соответствующе - словно с 17-года не ремонтировали




Нас позабавил другой, вполне официальный памятник поблизости - медведь на валуне. Туристы ему лапу "на счастье"аж до золотого блеска вытерли. На камне написано, что это - "Символ России". Хороший  символ -   "Мишка-позолоти ручку", близкий к правде жизни, решили мы. А вот такие огромные валуны как здесь, под медведем - как нам объяснила наш экскурсовод Катя - это последствия  прохода ледников через Ярославщину, и даже уточнила - "второго московского обледенения" (!!!). Новый термин тоже каким-то намеком нам показался.

Утро субботы мы потратили на прогулку по Спасо-Преображенскому монастырю, который пытаются выдавать за (не сохранившийся) Ярославский Кремль, а на самом деле это бывший монастырь, а сейчас музей-заповедник. Площадь, на которой он находится красиво называется - площадь Богоявления. Утром в субботу там было пустынно и скучновато, но мы примирились с этим, обнаружив в сувенирном магазинчике потрясающую, хотя и дорогущую авторскую майолику. Не удержались - купили парочку для домашней коллекции.

 Среди армий оловянных солдатиков, которых тоже многие собирают, в одну из витрин затесались оловянные вожди - Путин, Ленин, Брежнев, и даже батька Махно. Все по 280 рублей штучка, не стали тратится, но полюбовались.

 И еще кошка Василиса в этом сувенирном магазине - замечательная, умиротворяюще действует.

Там  по всей территории интересные кормушки для птиц - креативные, все разные. И даже указана студия, в которой могу научить делать такие кормушки

И еще в этом бывшем монастыре посетителей развлекает медведица Маша, но зимой к ней не пускают - наверное, спит, бедная. Нам смешно длинным показался список друзей- спонсоров, которые Машу кормят - открывает его Славнефть, а в конце написано, что Маше этих всех друзей мало. Неужели славная нефтяная компания одна не может медведицу прокормить?


В общим, мы мы за эти полтора дня многое не посмотрели. И решили еще раз приехать летом, когда зелено, красиво, Волга не подо льдом. И, может, людей побольше, туристами больше занимаются. Пока нам показалось, что турбизнес в Ярославле отстает от Суздаля, Владимира, Новгорода, Дивеева, Углича, где мы были в последние годы. Не так активен. Может, не хватает креативности и инициативности того же Джона Мостославского, но уже в масштабах города.

Да, а жизнерадостный лозунг  "Пора отдыхать на родной земле!" я встретила на обратном пути в Переславле-Залесском. Он украшал здание типа "барак" у прекрасного Плещеева озера.











































  

2 комментария: